7 декабря 2018 г. в Библиотеке Российской академии наук открылась книжно-иллюстративная выставка «Историк русской церковной музыки Иван Алексеевич Гарднер (епископ Потсдамский Филипп). К
В фондах Библиотеки Академии наук хранится значительное число разнообразных документов, посвященных истории церковной музыки. В частности, основной книжный фонд БАН содержит огромное количество изданий, посвященных истории русской церковной музыки, среди которых труды прот. Дмитрия Разумовского (1818–1889), Степана Васильевича Смоленского (1848–1909), прот. Иоанна Вознесенского (1838–1910), прот. Василия Металлова (1862–1926), Антонина Викторовича Преображенского (1870–1929), свящ. Михаила Лисицына (1872–1918). Кроме того, в течение последних десятилетий в БАН проводятся исследования певческих рукописей, хранящихся в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей.
В ряду исследователей истории церковной музыки особое место занимает Иван Алексеевич Гарднер (1898–1984), теоретик русского православного богослужебного пения, создавший классическую, наиболее полную и объективную периодизацию развития русской церковной музыки. Несмотря на огромные заслуги ученого, не все его наследие опубликовано, а многие из его работ были напечатаны в редких газетах и журналах.
На выставке представлены главным образом публикации работ И.А. Гарднера, появлявшиеся в печати в течение полувека, начиная с 1934 г. Наиболее ранние работы посвящены истории и археологии Палестины (они были напечатаны в журнале «Святая Земля», который И.А. Гарднер редактировал, будучи сотрудником Русской духовной миссии в Иерусалиме) и истории церковного пения.
Кроме того, на выставке можно увидеть некоторые издания Типографского братства преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, в подготовке которых И.А. Гарднер принимал участие в
В годы жизни в Германии И.А. Гарднер сосредоточился на пастырской работе и печатался очень мало. На выставке представлены некоторые его статьи и биографические материалы о нем из газеты «Православная Русь», выходившей в Словакии. Основные сочинения ученого увидели свет в послевоенной Германии. В фондах БАН хранятся все его монографии, которые представлены на выставке:
|
Экспонируется также получившее известность переиздание «Палеографического атласа» С.В. Смоленского, подготовленное к печати И.А. Гарднером – «Stepan Vasil’evič Smolenskij. Paläographischer Atlas der altrussischen linienlosen Gesangnotationen» (München, 1976).
На выставке представлены все издания прославившей И.А. Гарднера двухтомной монографии «Богослужебное пение русской православной церкви», которая впервые была издана типографией преподобного Иова Почаевского в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле – той самой, в которой в
Экспозицию дополняют фотографические портреты И.А. Гарднера.
В открытии выставки приняли участие кандидат искусствоведения, лауреат премии им. К.И. Шафрановского БАН (2003) Ф.В. Панченко и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В исполнении хора студентов консерватории «Знамение» прозвучали произведения церковной хоровой музыки.
Выставка размещена в коридоре
Общий вид выставки
|
© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Библиотека Российской академии наук. БАН. Санкт-Петербург. Все права защищены. 2006-2024. |