Выставки * Конференции * Семинары * Презентации
28 февраля 2018 г. в БАН открылась книжно-иллюстративная выставка «Издания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в фондах Библиотеки Российской академии наук».
Валаамский монастырь не имел ни собственного издательства, ни типографии. Авторы большинства монастырских изданий остаются неизвестными. Монастырские издания печатались во многих типографиях в Петербурге/Петрограде и лишь изредка – в Москве и Сердоболе.
Самое подробное описание обители «Валаамский монастырь и его подвижники», впервые изданное в Санкт-Петербурге в 1864 г., было доработано для второго издания 1889 г. валаамским игуменом Ионафаном (Дмитриевым). Для третьего издания 1903 г. текст был заново пересмотрен и исправлен.
Иллюстративные материалы, помещенные в издании 1864 г., стали постоянными для валаамских изданий, они воспроизводились десятки раз без каких-либо изменений почти в каждой из брошюр и книг, публиковавшихся монастырем.
Значительным спросом пользовалась книга «Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей», выдержавшая три издания (СПб., 1892, 1896 и 1902).
Однако самым распространенным описанием монастыря стала сорокастраничная книжка «Валаамский монастырь. Краткое историческое описание и стихотворение, посвященное сей обители», составленная при участии монаха Петра (Михайлова) и также трижды переизданная (СПб., 1912, 1914 и 1915).
Отдельные брошюры посвящались монастырским скитам: Всех Святых, Коневской иконы Божией Матери, Воскресенскому, Авраамиевскому, Иоанна Крестителя, Святоостровскому (преп. Александра Свирского), а также сохранявшейся пустыньке игумена Назария. Жизнеописание основателей Валаамской обители преподобных Сергия и Германа издавалось пять раз в 1890–1908 гг. Отдельные брошюры посвящались валаамскому игумену Назарию (1885), иеросхимонаху Антипе (1893), схимонаху Агапию (1910), схимонаху Никите (1911). Качество набора и оформления было достаточно высоким, книги издавались и в бумажных обложках, и в твердых переплетах.
В начале 1940 г. с началом наступления Красной армии на Финляндскую республику монастырские насельники были эвакуированы с острова несколькими партиями. Также была вывезена бóльшая часть монастырского архива, библиотеки и книжного склада. Вывезен был и своего рода «бронированный фонд» собственных монастырских изданий, созданный в середине 1930-х гг. по распоряжению игумена Харитона (Дунаева).
Эта коллекция была описана монастырским канцеляристом и архивистом монахом Иувианом (Красноперовым), составившим «Опись книг монастырских изданий, оставленных на хранение в библиотеке Валаамского монастыря, в количестве пяти экземпляров каждого издания». Этот список, сверенный с каталогом БАН, и послужил поводом для организации выставки. Выяснилось, что в фондах Библиотеки АН издания Валаамского монастыря представлены даже несколько полнее, чем в вышеупомянутом «бронированном фонде». Сегодня достаточно сложно говорить о том, сколько всего изданий было подготовлено и издано Валаамским монастырем. Из числа известных нам в БАН отсутствует лишь одно – брошюра «Жизнеописание Валаамского подвижника схимонаха отца Агапия» (СПб., 1910).
Издание литературы на русском языке было продолжено монастырем и после провозглашения государственной независимости Финляндии. Самым значительным событием стало учреждение в 1926 г. газеты «Утренняя заря», издававшейся финляндским Церковным управлением при участии основанного еще в XIX веке финляндского православного «Братства преп. Сергия и Германа Валаамских». Газета стала русским аналогом беспрерывно выходящего с XIX столетия по сегодняшний день финляндского православного вестника «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), являющегося сегодня старейшим продолжающимся православным периодическим изданием в мире.
В течение 1920–1940-х гг. Валаамским монастырем были изданы четыре книги. Первая, «Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях», была отпечатана в г. Аренсбурге (на о. Эзель, или Сааремаа, в Эстонской республике) в 1927 г. В книге освещались обстоятельства разделения, возникшего в среде братии Валаамского монастыря по вопросу о введении в церковную жизнь нового календарного стиля. Еще две книги, «Умное делание о молитве Иисусовой» (1936 г.) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви» (1938 г.), ныне широко известные и многократно переизданные, были отпечатаны в Сортавале. Наконец, последнее из русских изданий Валаамского монастыря – доклад «О монашестве» – вышел также в Сортавале в 1943 г. во время частичного переселения братии на возвращенный Финляндией осенью 1941 года остров.
Наибольшим издательским достижением Валаамского монастыря в период между двумя мировыми войнами следует признать фотографический альбом «Валаам», изданный в 1935 г.
В экспозицию вошли десятки книг и брошюр, издававшихся Валаамским монастырем с середины XIX века до 1917 года. В их числе как подробные общие очерки истории самого монастыря и его миссионерской деятельности (книга «Валаамские миссионеры в Америке»), так и богослужебные тексты (службы преп. Сергию и Герману Валаамским и акафисты им), брошюры по отдельным вопросам монастырской жизни и народной нравственности («О вредных последствиях пьянства и духовное от него врачевство») и др.
Кроме того, на выставке представлены также планы монастырских строений, карта острова Валаам 1940 г. и множество фотографий.
Экспозицию дополняют и украшают картины архитектора-художника, члена Союза архитекторов России И.М. Селуяновой.
Общий вид выставки