Выставки * Конференции * Семинары * Презентации

23 сентября 2019 г. в Библиотеке Российской академии наук открылись две художественные выставки, посвященные творчеству петербургского живописца, члена Санкт-Петербургского отделения Союза художников России Стаса Бородина и известного немецкого керамиста Венделина Шталя.

На торжественном открытии выставки присутствовали многочисленные друзья и коллеги художника. Стас Бородин рассказал о своем творчестве, о дружбе и совместной работе с Венделином Шталем, провел экскурсию по выставке, раскрыв истории создания своих работ. 

На выставке представлены 67 картин Стаса Бородина и 25 работ Венделина Шталя, а также каталоги выставок, фотографии и материалы о творчестве художников.

Выставка была  анонсирована в прямом эфире информационно-познавательной программы «Хорошее утро» на телеканале «Санкт-Петербург», а также в газете «Санкт-Петербургские ведомости»  от 23 сентября 2019 г. 

Стас Бородин

Живописец. Принадлежит к школе импрессионистов.

С 2000 г. является организатором и руководителем семинаров пленэра в Германии и России.

Живопись Стаса Бородина – это мир цветовой гармонии. Цельность пленэрного ощущения среды. Валерное видение (тонкости светоцветовых отношений, передающие ощущение воздуха и пространства). Мягкие тональные переходы. Все построено на нюансах – и колорит, и настроение. Временное как вечность. Пожалуй, так кратко можно выразить первое впечатление от картин художника.

Деликатно сдержанные, неяркие, но очень светлые, они обладают магической притягательностью. Настраивают на созерцательность. В суете войти в мир этого художника почти невозможно. Но если у вас есть время, то вы увидите красоту и величие природы, тихую жизнь предметов, одухотворенность и внутреннюю сосредоточенность моделей.

В творчестве Стаса Бородина всего три темы: портрет, натюрморт, пейзаж. Другие сознательно исключены, потому что пластика форм и тонкая живописность стоят в центре интересов художника.

Творчество Стаса Бородина не входит в ряд типичных явлений современной художественной ситуации. В период глобального увлечения авангардом художник не поддался «автоматизму новаторства», а обратился к достижениям живописной культуры и нашел свои формы их развития. Он не хочет никого поразить новизной, создать «нечто». Преклоняясь перед природой, он должен выразить свое мироощущение. Для этого ему нужно найти свои «правильно выбранные художественные средства».

Великие традиции французской пленэрной школы XIX–XX вв., почти забытые в живописи нашего времени, всегда были близки этому петербургскому художнику. Они помогли окрепнуть его таланту и вступить в большую жизнь искусства. Творчески объединяя открытия пластических возможностей цвета (как фигуративной, так и абстрактной живописи), художник решает многообразные задачи пленэрной картины.

Нужно отметить, что Стас Бородин работает только с натуры, что в наше время большая редкость. В методе работы, в системе особого цветового построения картины идет от абстракции к предмету, от открытого цвета к тончайшим нюансам сближенных тонов. Он пишет не предмет в картине, а пространство, наполненное светом и воздухом. Свет в его работах наполняет жизненной силой всю полифонию оттенков. Светоносность цвета многосложна и выразительна.

Бородин пытается соединить, казалось бы, несовместимое – идеи и методы формообразования Сезанна и валерную систему Коро, то есть конструирует жесткую пластику застывшей во времени природы и придает ей воздушную мимолетность впечатления. Не останавливаясь на версии метафизического художественного мира, дополняет ее тонким поэтическим посланием эмоционального состояния. Создает синтез становления и бытия. Реальность в его полотнах предстает в своеобразной первозданности, отрешенной от обыденного. В ней нет людей, деталей сегодняшнего дня – это идеальный образ, для него характерны вечные категории, но он передан очень интимно. 

Стас охотно и много путешествует. Для него это форма активной творческой жизни. Открытие границ России художник воспринял, прежде всего, как возможность изучения мировых собраний живописи и знакомства с современным художественным миром. Он рассказывает о своей работе на натуре очень поэтично: «...во время путешествий пишу картины в мастерской под открытым небом, иногда окуная кисти в лучи солнечного света, капли росы, струи дождя, звенящий морозный воздух».

Как правило, его не привлекают «парадные виды». Бородин находит свои мотивы. Для самого непритязательного уголка находит живописный ракурс. Ландшафт передан, обычно, конкретно и точно, но местный колорит художник понимает не этнографически, а в буквальном смысле слова, как своеобразие света и цвета. Поэтому, что бы ни писал Стас – панорамы Невы, Сены, Рейна или Мозеля, городские виды Германии и Голландии, бухты Барселоны или Стокгольма, пустыню в Израиле или фруктовый сад в Бельгии, – главное в его пейзажах – жизнь природы, пластический эквивалент ее состояния.

Отображение жизни природы для него связано прежде всего с развитием и реализацией максимальных возможностей восприятия. Эта задача требует особой развитости глаза, способного видеть малейшие изменения в жизни цвета. Фиксируя тысячи цветовых ощущений, он создает систему светоцветовых отношений и приводит их к гармоническому единству.

Стас Бородин выбрал для себя трудный путь – к живописному совершенству. Так он понимает творческое развитие.

Его художественное становление проходило под руководством известного московского живописца Владимира Вейсберга. Девятилетнее общение с большим мастером стало для начинающего художника серьезной школой профессионализма.

В настоящее время художник в расцвете творческой зрелости. Кто внимателен к развитию его творчества, знает, сколь многого ему удалось добиться. Им пройден тернистый путь – от скромных этюдов до работ высокого художественного достоинства и большой живописной культуры. Первая персональная выставка Стаса Бородина состоялась в 1989 г., после семнадцати лет непризнания его метода работы официальным искусством. Сейчас их насчитывается уже более пятидесяти; более половины из них прошли за рубежом. С творчеством художника знакомы в Германии, Швеции, Бельгии, Испании, Франции и Америке. Его работы приобретены музеями, корпоративными и частными коллекционерами.

Венделин Шталь

Венделин Шталь является корифеем керамического искусства. Как считают критики, «имя Венделина Шталя олицетворяет веху в истории керамики». В выполнении художественных произведений на гончарном круге он достиг высочайшего мастерства.

Для многих керамистов, которые в 1970–1980-х гг. обучались керамике в академиях и мастерских, Венделин Шталь был примером не только в формальном изготовлении сосудов, но и в их декорировании – в гармонии и силе цветового воздействия сверкающих глазурей.

Превосходны его полевошпатные составы, заимствованные из древних восточных рецептов, зачастую нанесенные несколькими слоями в вариациях зеленого, голубого, белого с розовым или красным. Древние китайские и японские эталоны, к которым обратился художник в своей практике, на базе старых немецких гончарных традиций получили совершенное воплощение. В крепость сразу же потянулись «паломники», чтобы посмотреть и поучиться.

Для многих керамистов всех возрастов Венделин Шталь был одновременно пример и учитель. Он умер в 2000 г. В настоящее время уникальный дом, галерея и мастерская на высоком берегу живописного Мозеля еще существуют, не осталось животных, в том числе и павлинов, которых он любил больше всех. Возможно, в крепости Корайдельштайн будет со временем музей Венделина Шталя. А пока память о художнике хранят его работы. Они находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях.

(Материалы о Стасе Бородине и Венделине Штале любезно предоставлены искусствоведом, членом Союза художников России, членом ассоциации искусствоведов (АИС) Татьяной Бородиной.)

Выставки, подготовленные Музеем истории БАН, размещены на втором этаже Библиотеки у читального зала Славянского фонда и открыты до февраля 2020 г.

Фотогалерея

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Библиотека Российской академии наук. БАН. Санкт-Петербург. Все права защищены. 2006-2024.