Главная

О библиотеке

История

Сотрудники Библиотеки
XVIII-XIX вв.

Директора Библиотеки

Ученый совет: Хроника

Организационная структура

Контакты: Центральная библиотека

Контакты: Библиотеки академической сети

Читальные залы Центральной библиотеки

Услуги

Правила записи

Мероприятия

Как добраться

Хроника событий

   

Версия для печати

Борис Константинович Зайцев (1881–1972), выдающийся писатель Серебряного века и русского зарубежья. Выставка к 135‑летию со дня рождения


Выставки * Конференции * Семинары * Презентации


17 февраля 2016 года в Библиотеке РАН открылась выставка «"Легкозвонный стебель". К 135‑летию писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972)», посвященная выдающемуся писателю Серебряного века и русского зарубежья.

Выставка впервые в таком значительном объеме представила читателям все многообразие творческого наследия писателя. Отобраны более 200 изданий из отечественного фонда Библиотеки РАН, фонда Сектора литературы русского зарубежья Отдела фондов и обслуживания, фонда библиотеки Пушкинского Дома. Это романы Зайцева, лучшие из его повестей и рассказов, романизированные жизнеописания, книги паломнических странствий, избранная духовная проза, мемуары, дневники, письма. На выставке собраны и дореволюционные книги, и первые, прижизненные, зарубежные издания, и недавно выпущенное собрание сочинений.

С каждым годом растет число поклонников Б. Зайцева: совершенно забытый в советскую эпоху, за последние четверть века он завоевал сердца читателей, открывших в нем «поэта прозы», тонкого лирика. Он превратил слово в живопись, и неслучайно его стиль связывают с импрессионизмом. «Легкозвонным стеблем» назвал его талант Константин Бальмонт. Проза Зайцева музыкальна, гармонически организованна, лад ее певуч, строй – мелодичен.

В богатой русской литературе начала века Зайцев оставил свой неповторимый след, создал прозу, отличающуюся теплотой и лиризмом. Ее наполняют тихий свет добра, простые нравственные начала, особенное чувство сопричастности всему сущему.

«Тихие зори» – так назывался один из его ранних сборников. Время «тихих зорь» и надмирного счастья людей, взорванное войнами и кровавыми переворотами, – вот главная тема размышлений писателя в таких шедеврах, как повесть «Голубая звезда», рассказы-поэмы «Улица св. Николая», «Уединение», «Белый свет».

Страдания и потрясения революционных лет привели Зайцева к осознанному принятию православной веры и к Церкви, верным чадом которой он оставался до конца дней. С этого времени в его творчестве, по собственным словам писателя, «хаосу, крови и безобразию» будут противостоять «гармония и свет Евангелия, Церкви». И это еще одно его отличие от многих собратьев по Серебряному веку.

Вынужденный покинуть родину, Б. Зайцев на протяжении полувека жил и творил во Франции. Сам писатель признавался, что, благодаря потрясениям революции и изгнания, он открыл для себя прежде незнакомую ему «Россию Святой Руси», которая и заняла главное место в его творчестве. Ей посвящены талантливо составленное жизнеописание «Преподобный Сергий Радонежский», лирические книги паломнических странствий «Афон» и «Валаам», религиозные повести и рассказы, а также очерки, посвященные истории, развитию и традициям русской святости. Монахи, оптинские старцы, странники и блаженные, выдающиеся деятели церкви и просто русские православные люди, волею судьбы оторванные от России, но не утратившие духовных связей с нею, – герои его очерков.

Б.К. Зайцев в своем кабинете. ПарижБ.К. Зайцев после возвращения из Белграда. Париж, 1928

Удивительно разностороння не только красочная, но и жанровая палитра художника. Зайцев оставил прекрасные сочинения почти во всех жанрах прозы.

Он автор нескольких замечательных романов. Один из них, «Золотой узор», посвящен эпохе русской революции, ее истокам и последствиям. Это книга и нелицеприятного суда над русской интеллигенцией, и ее покаяния. Неприятие гонки за материальными благами, нелюбовь к спокойной сытой жизни и симпатии к странникам и изгнанникам – главная мысль романа «Дом в Пасси», посвященного жизни и заботам русской эмиграции.

Горячо преданный Италии, влюбившийся с юности в ее историю и культуру, Зайцев оставил несколько очерков о своих путешествиях по этой стране, вошедших в книгу «Италия». Новаторским был и перевод ритмической прозой «Ада» из «Божественной комедии» Данте, над которым писатель работал тридцать лет.

На выставке можно увидеть первые издания знаменитых художественных биографий, принадлежащих перу Зайцева: «Жизнь Тургенева» (1932), «Жуковский» (1951), «Чехов» (1954). Это отнюдь не сухая фактография: Зайцев как никто другой умел почувствовать душу художника, своего собрата по перу.

Б. Зайцев вошел в историю родной литературы как превосходный мемуарист. Он оставил очерки о десятках литераторов, актеров, ученых, современником которых он был. Они собраны в книги воспоминаний «Москва» и «Далекое». Его перу также принадлежит четырехтомная автобиографическая эпопея «Путешествие Глеба», состоящая из романов «Заря», «Тишина», «Юность» и «Древо жизни».

 

В 1964 году он написал последний свой рассказ «Река времен». Впоследствии критика отнесла его в ряд десяти лучших русских рассказов ХХ века.

Борис Зайцев – олицетворение спокойствия, умиротворенности и гармоничности. Его произведения наполнены философскими размышлениями о жизни, о радости и страдании, о бессмертии духа. Современники вспоминают Зайцева как человека благородного, кристально чистого душой.

Исторические катаклизмы, революции и войны XX века он рассматривает с точки зрения Вечности. Он был убежден в том, что «ничто в мире не делается зря. Всё имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми… День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают. Бессмысленного нет».

Фотогалерея

© Федеральное государственное бюджетное учреждение науки.
Библиотека Российской академии наук. БАН. Санкт-Петербург. Все права защищены. 2006-2019.